ИСКУССТВО БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА. Билеты - на хлеб

ИСКУССТВО БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА. Билеты - на хлеб

Древние считали, что «когда говорят пушки, музы молчат». В блокадном Ленинграде музы не молчали.

В августе 1941 года практически все ленинградские театры были эвакуированы. Оставались только Музкомедия и Симфонический оркестр Радиокомитета. Однако вскоре возник Театр народного ополчения, разделившийся потом на «Фронтовой цирк» и «Танцевальный агитвзвод». Работал театр Краснознамённого Балтийского флота. А в октябре 1942 года родился новый Городской театр, теперь носящий имя Комиссаржевской. Со временем в блокадном городе организовали оперную и балетную труппы. Мировой сенсацией стало исполнение в Филармонии Седьмой симфонии Шостаковича. Ленинградские артисты выезжали на фронт и даже - за кольцо блокады

Регулярную информацию о спектаклях и концертах можно было видеть на афишных тумбах, её печатали в газетах. Конечно, не все ленинградцы интересовались культурной жизнью. «Мы и ходить-то не могли», - вспоминают многие.

И всё-таки, как свидетельствует современник: «Билеты раскупались моментально, в первый же день продаж за десять дней до спектакля. Лишний билетик спрашивали, начиная от Невского. На площади у Александринского театра - целая толпа». Но дальше впечатления негативные: «Некоторые живут на перепродаже билетов, и живут по нынешним временам неплохо. Я видел, как гражданин продавал билет за хлеб: 200 граммов хлеба за один билет на третий ярус». По другим свидетельствам, за билет брали и 400 граммов хлеба. Понятно, что для большинства это было невозможно. Но находились граждане, которые «могли себе позволить».

Да и в зале среди исхудавших и плохо одетых ленинградцев порой выделялись люди «в теле», с нарядными дамами под ручку. Они поглядывали на остальную публику свысока. Но не они определяли блокадный зал. Как вспоминала певица Софья Преображенская: «Творческие силы в нас вливало общение с нашей замечательной публикой, с её верой в победу и отвагой».

Осенью 1944 года возвратились из эвакуации и возобновили спектакли все ленинградские театры

История одного подвига: Блокада. Ленинград. Симфония №7

История одного подвига: Блокада. Ленинград. Симфония №7

79 лет назад в осажденном фашистами городе Большой симфонический оркестр Ленинградского радиокомитета исполнил Седьмую симфонию Шостаковича

Дмитрий Шостакович начал писать эту симфонию в Ленинграде в 1941 году. 34-летний профессор Ленинградской консерватории осаждал военкомат и требовал отправить его на фронт, но ему раз за разом ему отказывали. Как многие ленинградцы, Шостакович вступил в ополчение и дежурил на крышах, обезвреживая зажигательные бомбы. Кстати, когда Седьмая симфония прославила Шостаковича на весь мир, на обложке американского журнала Time он появился именно в образе пожарного — как символ борьбы с пламенем фашизма, охватившим мир.

Жил Шостакович прямо в консерватории. Все свободное от дежурств на крыше время он сочинял. Симфония — сложное музыкальное произведение, требующее от композитора высокой самоотдачи. «Сочиняю я с адской скоростью и не могу остановиться», - пишет Шостакович в те дни своему другу. «Я не мог поступить по-другому и не сочинить ее. Я всего лишь хотел запечатлеть образ нашей страны, которая так отчаянно сражается, в собственной музыке», - скажет он позже

9 августа 1942 года Большой зал Ленинградской филармонии был переполнен. Здание было ярко освещено. Накануне и в день концерта велась мощная артподготовка, чтобы к Ленинграду не прорвался ни один вражеский бомбардировщик. Исполнение симфонии транслировалось по радио и по громкоговорителям. Изнеможденные ленинградцы слушали героическую музыку, что стало невероятным событием и мощным ударом по боевому духу фашистских войск.

Когда оркестр стих, воцарилась мертвая тишина. И в следующий миг она взорвалась аплодисментами. Откуда-то возникла девочка, вручившая дирижеру Элиасбергу скромный букетик цветов — страшную редкость в блокадном городе, где давно съели все хоть сколько-то съедобное. «Это был великий праздник. Все-таки мы сотворили чудо. Вот так наша жизнь и стала продолжаться. Мы воскресли»,

эколого-просветительское мероприятие ко Дню зимующих птиц

эколого-просветительское мероприятие ко Дню зимующих птиц

По приглашению Кавказского государственного заповедника было проведено эколого-просветительское мероприятие ко Дню зимующих птиц, которое проводится ежегодно 15 января.

Учащиеся узнали много интересных фактов о разных видах птиц , какие птици остаются зимовать , а какие улетают в теплые края. Почему некоторым птицам подходит зимний период времени и как они питаются, так же узнали чем нужно кормить , а что вредит птицам.

Блокадные дни Ленинградского хореографического училища

Блокадные дни Ленинградского хореографического училища

Весть о начале Великой Отечественной войны застала воспитанников и педагогов Ленинградского хореографического училища на сцене Государственного академического театра оперы и балета имени С.М. Кирова. 22 июня 1941 года здесь шла генеральная репетиция выпускного спектакля – балета «Бэла» на музыку композитора Владимира Дешевова по произведениям М.Ю. Лермонтова.

Сообщение о войне узнали в антракте репетиции, которая шла с оркестром, в декорациях и костюмах. Работу не прервали, репетиция продолжилась, и выпускной спектакль, как было назначено, состоялся 25 июня. Сразу после выпускного спектакля многие его участники ушли на защиту Родины, вступив в ряды Красной Армии.

5 июля младшие классы – с первого по седьмой – в сопровождении директора училища Ревекки Борисовны Хаскиной и ряда педагогов были эвакуированы из Ленинграда в пионерский лагерь под Кострому. Родители сказали детям, что их везут на отдых, и к началу занятий все вернутся домой.

19 августа старшие воспитанники, педагоги и сотрудники училища вместе с ГАТОБом имени С.М. Кирова были эвакуированы из Ленинграда в город Молотов (ныне Пермь). Исполняющим обязанности директора ЛХУ в блокадном городе была назначена Лидия Семеновна Тагер. Оставшиеся в Ленинграде учащиеся старших классов, педагоги и сотрудники несли круглосуточные дежурства в здании училища, давали шефские концерты для воинов, расчищали улицы после бомбежек, участвовали в строительстве оборонных сооружений, вступили в отряд МПВО. Взрослые тушили на крыше зажигательные бомбы.

Обстановка в стенах ЛХУ в октябре 1941 года зафиксирована в воспоминаниях В.С. Костровицкой: «В школе мороз. Жизнь сосредоточена в помещении канцелярии, там печка-буржуйка, кабинет директора и одна холодная зала. Остальные закрыты и завалены мешками с песком. После эвакуации осталось несколько студентов педагогического отделения и человек 15 учащихся в возрасте от 13 до 18 лет. Вместе с ними по 12 часов дежурю на морозе на чердаке. До этого небольшая репетиция. Учеников по очереди посылают то на вокзал, то в госпиталь станцевать какую-нибудь молдовеняску, русскую и пр. Более 200 „концертов“ за один месяц обслужила эта маленькая группа ослабевших детей».

Занятия первого блокадного набора начались в январе 1943 года. На третьем этаже был открыт только один зал с круглой железной печкой направо от входа, которую топил комендант училища и бомбоубежища Степан Христофорович Кравченко. Уроки классического танца у девочек вела Любовь Ипполитовна Ярмолович, у мальчиков – Анна Павловна Бажаева. Историко-бытовому танцу учила Вера Сергеевна Костровицкая. Музыку преподавали Л.Е. Аркадьева и Г.Ф. Разумовская, они также выступали в качестве концертмейстеров на уроках и репетициях. Условия блокадной жизни были невероятно трудны, но уроки шли строго по расписанию, порядок которого могли нарушить только воздушные тревоги

Летом 1943 года воспитанники училища выступили с первым отчетным концертом в Городском блокадном театре (на сцене Театра Комедии). Малыши показали фрагмент урока классического танца и концертные номера. 26 сентября 1943 года дети, начавшие учиться в январе, дали целое отделение в вечере балета на сцене Малого оперного театра.

АНОНС.27 января день рождения В.А.Моцарта

АНОНС.27 января день рождения В.А.Моцарта

Ранние годы

Моцарт (Иоганн Хризостом Вольфганг Теофил (Готтлиб) Моцарт) родился 27 января 1756 года в городе Зальцбург в музыкальной семье.

В биографии Моцарта важно отметить, что музыкальный талант великого композитора был обнаружен еще в раннем детстве. Отец обучал его игре на органе, скрипке, клавесине. В 1762 году семейство едет в Вену, Мюнхен. Там даются концерты Моцарта, его сестры Марии Анны. Затем во время путешествий по городам Германии, Швейцарии, Голландии музыка Моцарта поражает слушателей удивительной красотой. Впервые сочинения композитора издаются в Париже.

Следующие несколько лет (1770–1774 гг.) Амадей Моцарт проживал в Италии. Там в первый раз ставятся его оперы («Митридат – царь Понтийский», «Луций Сулла», «Сон Сципиона»), которые получают большой успех публики.

Отметим, что к 17 годам широкий репертуар композитора включал более 40 крупных произведений.

Расцвет творчества

С 1775 по 1780 год плодотворная работа Вольфганга Амадея Моцарта пополнила когорту его сочинений рядом выдающихся композиций. После занятия должности придворного органиста в 1779 году симфонии Моцарта, его оперы содержат все больше новых приемов.

В краткой биографии Вольфганга Моцарта стоит упомянуть, что женитьба на Констанции Вебер отразилась также на его творчестве. Опера «Похищение из Сераля» пропитана романтикой тех времен.

Некоторые оперы Моцарта так и остались неоконченными, поскольку трудное материальное положение семьи заставляло композитора посвящать много времени различным подработкам. В аристократических кругах проводились фортепианные концерты Моцарта, сам музыкант был вынужден писать пьесы, вальсы на заказ, преподавать.

Пик славы

Творчество Моцарта следующих лет поражает плодотворностью наряду с мастерством. Знаменитейшие оперы «Свадьба Фигаро», «Дон-Жуан» (обе оперы написаны совместно с поэтом Лоренцо да Понте) композитора Моцарта ставятся в нескольких городах.

В 1789 году им было получено весьма выгодное предложение возглавить придворную капеллу в Берлине. Однако отказ композитора еще более усугубил материальный недостаток.

Для Моцарта произведения того времени оказались чрезвычайно успешными. «Волшебная флейта», «Милосердие Тита» – эти оперы были написаны быстро, однако весьма качественно, выразительно, с красивейшими оттенками. Известная месса «Реквием» так и не была закончена Моцартом. Произведение закончил ученик композитора – Зюсмайер.

Смерть

С ноября 1791 года Моцарт много болел и совсем не вставал с кровати. Умер знаменитый композитор 5 декабря 1791 года от острой лихорадки. Похоронили Моцарта на кладбище Святого Марка в Вене.

Страница 8 из 59«456789101112»