Говорят, что саксофон - инструмент, способный ближе всего передать теплоту и нежность, схожую с человеческим голосом. Без саксофона сложно представить себе оркестр Гленна Миллера, лучшие песни Брюса Спрингстина, “Money” Pink Floyd…. и все это благодаря одному человеку - Адольфу Саксу, родившемуся 6 ноября 1814 года. сайт вспоминает мастера, история жизни которого сама по себе могла бы стать сюжетом романа, а также предлагает послушать 10 знаменитых композиций с саксофоном.
«...Некий Сакс - Алхимик, энергетик и магистр, Герр, натюрлих, хотя и не министр, Вдруг изобрел свой гениальный сакс»,
Так писал Майк Науменко в шутливом стихотворении «Письмо другу о музыке». Конечно, ни алхимиком, ни магистром, ни даже герром (то есть немцем) бельгиец Адольф Сакс никогда не был. Родился он в городке Динант на берегах Мааса и с самого начала словно пытался выйти за грань дозволенного - падал с высоты трех этажей и глотал булавки, выпил воды с серной кислотой, приняв ее за молоко, сильно обгорел, экспериментируя с порохом, а однажды едва не утонул.
Впрочем, были и эксперименты другого года: с детства Сакс работал у отца, музыкального мастера, и постоянно выискивал способы улучшить инструменты, которые помогал создавать. Кларнеты и фаготы Шарля-Жозефа Сакса быстро получили признание в Брюсселе, а в 1820 году король Вильям I назначил его придворным музыкальным мастером, поручив производство и поставку духовых инструментов для военных оркестров. Кларнет стал и первым инструментом Сакса-младшего: Адольф Сакс учился в Брюссельской консерватории под руководством дирижера оркестра Первого пехотного бельгийского полка Валентина Бендера. А со временем он задумался над тем, как заполнить тембровое пространство между деревянными и медными секциями духовых оркестров, заменив чем-нибудь распространенные тогда басовые офиклеиды - громоздкие и несовершенные инструменты, по форме напоминающие фагот. По мысли Сакса, звучание нового инструмента должно быть ближе к струнным инструментам, но мощнее и интенсивнее их.
Интересно, что в течение жизни Сакс подал в патентные бюро еще около 50 патентов и сертификатов, среди которых - улучшенная звуковая система для железных дорог, проект концертного зала в форме яйца, а также туннель под холмом на Монмартре и «Саксоканнон» - гигантский миномет для стрельбы полукилотонными снарядами, способными сровнять с землей целый город. И все же главное его изобретение было вдохновлено не пушками, но музами: приехав в 1836 году в Париж, Сакс заинтересовался грядущей реформой в местных военных оркестрах и понял, что мощный духовой инструмент, который он разрабатывал, окажется как нельзя более кстати и в парадах и на войне. Первый такой инструмент, в котором Сакс соединил коническую трубку с тростью кларнета, клапанным механизмом гобоя и очертаниями бас-кларнета, был представлен на промышленной выставке 1841 года в Брюсселе. Музыкант, представивший его, играл за занавесом: инструмент был не до конца завершен, а воровство идей было не редкостью и в те времена.
Вскоре страстным поборником саксофона стал небезызвестный Гектор Берлиоз, который в июне 1842 года опубликовал в парижском “Journal des Debats” статью об инструменте, который впервые назвал саксофоном. Он же стал автором первого сочинения с участием саксофона - Хорала для голоса и шести духовых инструментов, в котором использовались и другие инструменты, сконструированные или усовершенствованные Саксом. В том же году саксофон был представлен на промышленной выставке в Париже.
Продолжая бороться за участие в реформе военных оркестров, Сакс предложил проект реформы, включавший, помимо активного использования его собственных инструментов, и кое-какие изменения в самом обучении военных музыкантов. Его соперники, возглавляемые неким Мишелем Карафра, настаивали на прежнем составе инструментов и прежней методике обучения и, разумеется, перетянули на свою сторону большую часть изготовителей инструментов. Тем не менее в апреле 1845 года на парижском Марсовом поле состоялось своего рода состязание, по итогам которого саксофоны вместе с другими инструментами, сконструированными Саксом (такие, как саксгорн и саксотруба), были введены во французские военные оркестры на место гобоев, фаготов и валторн. Состязание, которое один из журналистов сравнил с наполеоновскими войнами, посетили 20 тысяч человек.
13 мая 2022 года в станице Тамань Темрюкского района в Государственном выставочном комплексе «АТАМАНЬ» состоялся Краевой праздник «Кубанские входыны». Участие в работе мастеров декоративно-прикладного искусства и народных художественных промыслов с выставочной экспозицией принимала преподаватель нашей школы Кожевникова Елена Васильевна.
Что такое «АТАМАНЬ»?
Комплекс состоит из нескольких улиц казачьей станицы, на которых каждое подворье представляет отдельную должность, специальность или промысел: гончара, сапожника, цирюльника, хат простых казаков, атамана, старосты и т. д. Есть школа, пожарный, мельница, церковный приход. В отдельное поселение выделен сказочный домик на курьих ножках со всеми атрибутами бабы Яги.
Над комплексом возвышается часовня. Имеется большая автостоянка и ярмарочная площадь.
Традиционная историческая технология строительства хат была предельно проста: каркас из жердей, а если была возможность, — из брёвен. Каркас, точно также как и плетень или тын, заплетался хворостом. Получившиеся прозрачные стены обмазывались с двух сторон глиной, тщательно замешанной с мелкой соломой. Потолки по балкам забирались короткими брёвнышками или досками, или, на худой конец, также как и стены, заплетались и обмазывались глиной. Крыша по жердям накрывалась снопами ровно уложенного камыша, а там, где камыша не было, снопами соломы, которые заливались жидкой глиной. В хате выкладывалась печь. Из грубо остроганных досок делались двери. Более тщательно изготовлялись окна в две рамы. Полы были из досок только в зажиточных семьях. Более бедные избы обходились земляными набивными полами, которые регулярно смазывались коровьяком (коровий помёт). Ежегодно хата белилась изнутри и снаружи мелом или известью.
Летом топить печь в хате было не принято. В каждом дворе была летняя кухня с плитой, которая топилась растительным мусором: мелкий хворост, сухая трава, кизяки, солома и др. Для печи в хате на зиму заготовлялись дрова, реже уголь.
Фактические постройки в Атамани являются имитацией исторических и выполнены с использованием современных технологий и материалов, а колодцы и подвалы обозначены лишь надземной частью, так как весь комплекс построен на земле, имеющей важное археологическое значение.
Инфраструктура Атамани показывает не только уклад жизни кубанского казачества XIX—XX века, но и жизнь всех казачьих станиц юга СССР в послевоенный период восстановления разрушенного хозяйства. Сначала землянка, затем хата-мазанка.
Этот уклад жизни помнят ныне живущие, как что-то потерянное. Этим дорог созданный комплекс, возродивший память недавней нашей жизни.
Домашняя утварь ещё есть в наличии по станицам и деревням, но при отсутствии надобности в промышленном выпуске увидеть старые утюги, прялки, гончарные станки, керосиновые лампы, котелки, горшки, печные рычаги и ухваты, домашние мельницы, и прочее можно только в музеях.
В конкурсе – фестивале «Адрес детства – Кубань», проходившем 11 мая в Городском Доме КультурыПетровскую детскую школу искусств представили учащиеся отделения изобразительного искусства:
-Образцовая студия декоративно – прикладного творчества «Орнамент» руководитель Кайнара Нелли Владимировна;
-Образцовая студия изобразительного искусства «Палитра», руководительАкатьев Андрей Александрович.
Жюри отметило высокий уровень подготовленных и представленных работ. Спасибо за проделанную работу учащихся и преподавателям. Надеемся, чот всех нас порадуют итоги заклютичельного этапа фестиваля. Дипломы победителей и участников пополнят школьную копилку.
Завершил свою работы XXXIкраевой фестиваль детских фольклорных коллективов «Кубанский казачок», который проводился в целях сохранения и развития традиционной культуры Кубани, эстетического, нравственного и патриотического воспитания детей и молодежи. Поздравляем ансамбль баянистов «Гармония», с дипломом 3 степени! Преподаватель Конышева Любовь Владимировна.