День защитника Отечества

День защитника Отечества

 

 

Попасть на сцену Краснодарского Театра Драмы - мечта, пожалуй, каждого юного кубанского артиста. Осуществить её удалось двум петровским солистам Роману Панченко и Андрею Леошко.

     23 февраля, они приняли участие в праздничном концерте, посвящённому Дню защитника Отечества.

     В торжественной части мероприятия губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев и председатель Законодательного собрания региона Юрий Бурлачко наградили кубанских участников спецоперации – военнослужащих, казаков, мобилизованных и добровольцев. Им вручили Ордена Мужества, медали «За отвагу» и медали ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.

     В концертной программе приняли участие артисты Краснодарской филармонии им. Г.Ф. Пономаренко, Государственного кубанского духового оркестра, Государственного кубанского казачьего ансамбля «Криница», народного ансамбля «Росичи», оркестр Главного Управления Росгвардии по Краснодарскому краю, курсанты Краснодарского высшего военного училища им. генерала армии С.М. Штеменко, директор Центра традиционной народной культуры станицы Натухаевской Александр Старовойтов.

     Воспитанники ДШИ ст-цы Петровской и ДК "Петровский" Роман Панченко и Андрей Леошко сольно исполнили песню "Русский солдат". На одну сцену с ними вышли сразу несколько известнейших кубанских коллективов. Исполнение получилось поистине проницательным и колоритным.

     Лейтмотивом мероприятия стала тема мужества и воинской доблести, любви к Родине, связи времён и поколений, героических подвигов наших земляков в разные периоды истории. Мы рады, что славянские артисты внести свой вклад в создание особой патриотической атмосферы праздника.

     Дуэт "РА" благодарит ДК "Петровский", администрацию Петровского сельского поселения и управление культуры Славянского района за помощь в организации поездок на репетиции и праздничный концерт.

"Масленица "

Масленица — это изначально языческий праздник проводов зимы и встречи весны, который отмечают целую неделю. Масленица совпадает с православной Сырной седмицей — последней подготовкой перед Великим Постом. Согласно опросу ВЦИОМ, масленичные традиции (например, выпекание блинов и сжигание чучела) соблюдают 53% россиян. Это второй по популярности обряд в стране, на первом месте — только украшение елки перед Новым годом.

     У западных и южных славян Масленице соответствовал польский Запуст и болгарский Кукер. Во время гуляний люди совершали ритуалы, которые, как они верили, способствовали «смерти» зимы и помогали богатому урожаю. Со временем традиции видоизменились и превратились в массовые гуляния. На Масленицу строили горки (катки), катались на лошадях, сооружали снежные городки. Молодым парням и девушкам разрешалось вести себя чуть свободнее — исполнять любовные песни, гулять.

     Масленицей также называли чучело из соломы, наряженное в женскую одежду. В первые дни праздника его «встречали», катались с ним на санях, задабривали, а в последний день — сжигали на костре и хоронили. Иногда пепел закапывали на полях — это сулило богатый урожай.

     Традиционное блюдо Масленицы — блины. Изначально их готовили как ритуальное блюдо на поминки, а позже стали печь на Масленицу как символ солнца. Блинов должно быть много, чтобы и соседей накормить, и в костер пару штук бросить. И обязательно угощение делали с маслом.

     У каждого дня Масленицы есть название и особые традиции, уходящие в языческие верования.

·         Понедельник — встреча. 20 февраля. В первый день Узкой Масленицы сваты ходили в гости друг к другу на блины. В деревнях заканчивали строить снежные городки, горки.

·         Вторник — заигрыши. 21 февраля. Парни и девушки вместе катались с горок, ходили в гости на блины. В этот день было принято устраивать смотрины невестам. Если родители договаривались о браке, то свадьбу играли после Пасхи, на Красную горку.

·         Среда — лакомки. 22 февраля. Зять с гостями идет на блины к теще. Заканчивается Узкая Масленица.

·         Четверг — разгуляй. 23 февраля. Первый день Широкой Масленицы. Вся работа прекращается, и начинаются гуляния: катания на санях, кулачные бои, прыжки через огонь.

·         Пятница — тещины вечерки. 24 февраля. Теща с подругами приходит на блины и угощение к зятю.

·         Суббота — золовкины посиделки. 25 февраля. Невестки приглашают в гости родственников мужа и обязательно золовок (сестер мужа). Золовке полагается подарить небольшой подарок.

·         Воскресение — проводы Масленицы. 26 февраля. Главный день народных гуляний завершается сжиганием чучела. В православии последний день Масленицы совпадает с Сыропустной неделей, более известной как Прощеное воскресенье.

"Акция широкая масленица"

Свои работы представили учащиеся отделения изобразительного искусства учебной площадки ст. Черноерковской.
Преподаватель Кожевникова Елена Васильевна.

Урок мужества: как освобождали Краснодар

Урок мужества: как освобождали Краснодар

Ровно 80 лет назад, в феврале 1943 года, была завершена операция по освобождению столицы Кубани от фашистских захватчиков.

 

     Части и соединения 18-й и 46-й армий при содействии партизан освободили Краснодар от немецко-фашистских захватчиков. За время оккупации, длившейся 186 дней, в городе было убито, расстреляно и замучено 61 540 человек. Было разрушено более 800 домов (в том числе 120 – жилых) сожжены четыре вуза, почти все школы, кинотеатры и театры.

     В историю Великой Отечественной войны Краснодар вошел и как город, в котором фашисты впервые стали использовать автомобили-душегубки. Вскоре после освобождения от немецко-фашистских захватчиков выяснилось, что только от отравления газом (окисью углерода) погибло более 6700 человек, в основном это женщины, старики, дети и пациенты городских больниц.

     Особенно жестокие преступления совершили члены «зондеркоманды СС-10-а», которая представляла собой карательный отряд гестапо, насчитывавший около 200 человек.

Всю полноту ответственности за совершенные в период оккупации Краснодара зверства, пытки и издевательства возложили не только на руководство немецкого командования в целом, но и в частности – на 15 сотрудников гестапо.

     За время оккупации в Краснодаре не осталось практически ни одной семьи, где все ее члены были бы живы и здоровы. Кто-то погиб на фронте, других убили фашисты, захватившие город.

     На стадионе «Динамо» в Краснодаре в период оккупации располагался один из самых больших лагерей для военнопленных на территории СССР. В нем содержалось до 10 тысяч советских солдат. Фашисты использовали пленных как рабочую силу. Помимо концлагеря на стадионе «Динамо», лагеря для военнопленных были в районе мясокомбината на улице Воронежской (до трех тыс. человек), в районе железнодорожного моста, в районе Затона, в районе кожевенного завода и на пересечении Красной и Хакурате, где располагались хлебные амбары. Часть пленных из этих лагерей была отправлена в Германию, а часть уничтожена немцами при отступлении.

     За день до освобождения Краснодара немцы подожгли здание гестапо, в подвалах которого находилось около 300 арестованных советских граждан (угол Седина и Орджоникидзе). Быстро распространившееся пламя и взрывы предварительно заложенных мин сделали спасение заключенных невозможным. Из пламени удалось выскочить лишь одному мужчине. Но и он вскоре скончался от полученных ожогов и ран.

     Первыми к городу пробилась 40-я отдельная мотострелковая и 31-я стрелковая дивизии, а также 10-я стрелковая бригада. Вначале они освободили станицу Старокорсунскую, затем поселок Пашковский и к семи часам вечера ворвались в Краснодар.

     Ранним утром 12 февраля 1943 года бойцы взвода конной разведки лейтенанта Крапивы 121-го горнострелкового полка 9-й горнострелковой дивизии имени Верховного Совета Грузинской СССР Даниил Васюков, Юлмухаммед Шикин и Хангирей Адалгиреев водрузили красный флаг на башенке здания на углу улиц Красной и Ворошилова (ныне Гимназической), где до войны размещался крайком ВКП.

 

«Война – это всё преходящее, а музыка вечна»: из истории концертных фронтовых бригад

«Война – это всё преходящее, а музыка вечна»: из истории концертных фронтовых бригад

Наверняка многие помнят эту фразу из прекрасного фильма «В бой идут одни «старики», произнесённую командиром эскадрильи по прозвищу «Маэстро» в исполнении актёра Леонида Быкова. В фильме лётчики эскадрильи сами исполняют музыкальные номера, тем самым, внося частичку радости и тепла в непростые фронтовые будни, чтобы поднять боевой дух своих товарищей. Но, кроме самодеятельности на фронтах работали профессиональные артисты в составе артистических или концертных бригад. О них и пойдёт речь.

Практика выступлений артистов на театре боевых действий сложилась еще во времена Первой мировой войны и получила распространение в Гражданскую. Два декрета, принятые в 1919 г. предписывали творческим группам выступать на фронтах с концертами. При наступлении мирной жизни эта практика трансформировалась в шефство театров над Красной Армией. Например, почетной обязанностью Большого театра стало давать два бесплатных шефских концерта в год – на День Красной Армии и годовщину Октябрьской революции. Кроме концертов и спектаклей на своих площадках, артисты выезжали с выступлениями в военно-полевые лагеря. Именно, так труппа знаменитого Малого театра оказалась в июне 41-го прямо в зоне боевых действий. Они решили не отменять гастролей и фактически стали фронтовой театральной бригадой №1.

С самого начала Великой Отечественной войны стало ясно, что сила искусства жизненно необходима для укрепления морального духа, стойкости и единства народа. Самый лучший зритель – защитник Родины - был достоин такого искусства, где говорилось бы о торжестве жизни, правды и справедливости. Уже на второй день войны, 23 июня 1941 г., профсоюзом работников искусств было принято решение организовывать творческие бригады во всех культурных учреждениях. Бригады возглавлялись легендами театра и кино: Алексей Дикий, Соломон Михоэлс, главный режиссёр Театра им. Моссовета Юрий Завадский. Уже в первые дни войны были даны и первые концерты – на сборных мобилизационных пунктах, где в особой атмосфере провожали тех, кто уходил прямо на передовую. Только в Москве было сыграно 450 концертов, в которых приняли участие свыше 700 исполнителей.

Организация военно-шефской работы культурных учреждений над армией заняла первые полгода войны. В каждом театре появился специальный отдел, отвечавший за работу концертных бригад. Где бы ни находились части Красной Армии и Военно-Морского Флота, артисты разделяли с бойцами все трудности фронтовой жизни. Концерты давались в полях и лесах, в госпиталях и на аэродромах. Классической передвижной площадкой стал грузовик, чей кузов на час-полтора становился сценой. Порой пели и играли даже на крыльях самолетов. Нередко зрители полукругом рассаживались прямо на земле. Все театральные функции брали на себя сами актеры – монтаж площадки, грим и даже подготовку декораций. В июле 1941 г. Малый театр взял шефство над военным госпиталем в Марьиной Роще. Были сформированы бригады из артистов театра Вахтангова, которым во время битвы под Москвой как-то пришлось играть спектакль в 500 метрах от передовой. Цирк на Цветном бульваре формировал свои бригады, среди членов которых были весьма необычные артисты – животные.

6-ая фронтовая бригада Кировского (Мариинского) театра была первой, вошедшей по Дороге Жизни в Ленинград после прорыва блокады в январе-феврале 1943 г. Фронтовые бригады формировались и далеко от фронта, по всей стране – от Куйбышева до Магадана, они выступали в резервных и тыловых воинских частях. В стороне не остались и студенты театральных вузов, в частности ГИТИС и училище им. Щепкина, также создавшие свои выездные фронтовые коллективы.

Даже эвакуация не останавливала эту замечательную и такую нужную работу – так, Джаз-аккордеон ансамбль под управлением Е. Розенфельда, эвакуированный в Ташкент, с 1942 г. обслуживал Дальневосточный фронт.

О масштабе проделанной работы говорят сухие цифры: было организовано около 4000 фронтовых бригад (более 700 в Москве и 500 в Ленинграде) общим числом участников в 42000 человек. Число выступлений у отдельных артистов доходило до несколько сотен. Сыграно свыше 1 млн 350 тысяч спектаклей и концертов.

Но, главное, что помнили фронтовые артисты – это горящие глаза своих геройских зрителей, которые не раз говорили (и это есть в массе воспоминаний!), что после таких выступлений они ощущали такой прилив сил и готовность сражаться, что даже наступления проходили лучше. «Услышите о наших победах, знайте, в них есть и ваша заслуга» - звучало на разных фронтах и в разное время. Неудивительно, что артистам часто не давали уйти добровольцами, призывая выполнять долг на своем, тоже очень важном и нужном, месте. Многие знаменитые артисты - Лидия Русланова, Леонид Утесов, Вольф Мессинг, артисты Малого театра и другие - помогали фронту еще и тем, что отдавали свои деньги на закупку танков, истребителей и другой техники. В составе концертных бригад и фронтовых театров работали самые знаменитые театральные, эстрадные и киноартисты, музыканты и композиторы: Любовь Орлова, Леонид Утёсов, Лидия Русланова, композиторы Тихон Хренников и Матвей Блантер, артисты балета Татьяна Вечеслова и Константин Сергеев, оперные артисты Софья Преображенская и Павел Андреев. Сложно переоценить подвиг концертных бригад во время войны и проникновенную силу искусства, затрагивающую самые тонкие струны души, не позволяя ей погрузиться в сумрак войны. Артисты сопровождали советские войска на всём их пути от Москвы до Берлина: играли и пели перед отправкой на фронт на сборном пункте; перед боем, который для многих бойцов был последним; в театрах или домах культуры освобождённых городов, знаменуя этим победный триумф советской армии и советской культуры. Играли до последнего у самой передовой, во время воя сирены или когда мимо начинали свистеть пули. Играли даже для одного единственного бойца, уходившего на задание. Как вспоминал один из артистов вахтанговского театра, «на фронте мы чувствовали себя своими, а в Москве — немножко гостями». Так искусство воевало в одном строю, плечом к плечу, рядом со всем народом!

Страница 20 из 59«161718192021222324»