Артисты большого театра. Тамара Карсавина

Артисты большого театра. Тамара Карсавина

Тамара Платоновна Карсавина (25 февраля 1885, Санкт-Петербург, Российская империя — 26 мая 1978, Лондон, Великобритания) — русская балерина и педагог. Солировала в Мариинском театре, входила в состав Русского балета Дягилева и часто танцевала в паре с Вацлавом Нижинским. После Октябрьского переворота 1917 года жила и работала в Великобритании. Сестра историка и философа Л. П. Карсавина.

     Балерина родилась 25 февраля 1885 года в Санкт-Петербурге в семье танцовщика императорской труппы Платона Карсавина и его жены Анны Иосифовны, брат — Лев Карсавин, русский философ.

     В 1902 году окончила Императорское театральное училище, где постигала основы балетного мастерства у педагогов Павла Гердта, Александра Горского и Энрико Чекетти. 1 июня 1902 года зачислена в кордебалет Мариинского театра, где в апреле 1902 года состоялся дебют в па-де-де «Жемчужина и рыбак» балета «Жавотта» (Сен-Санс). 1 мая 1904 года переведена в разряд вторых танцовщиц. Дебютное исполнение главной роли в балете «Пробуждение Флоры» не имело успеха. 16 декабря 1906 года дебютировала в роли Царь-девицы в «Коньке-горбунке», и в следующем году переведена в разряд первых танцовщиц. В 1910 году стала прима-балериной. На сцене Мариинского театра Карсавина исполняла ведущие партии в балетах классического репертуара — «Жизель», «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Лебединое озеро» и др.

     Сотрудничество с Михаилом Фокиным началось с его ранних постановок. 8 марта 1907 года Карсавина исполнила вальс Ges-Dur новой редакции «Шопенианы». Поначалу все свои симпатии балетмейстер относил Анне Павловой, не сразу угадав в Тамаре Карсавиной идеальную актрису своего театра и предоставлял балерине роли второго плана. 22 декабря 1907 года Карсавина исполнила ассирийский «танец с факелом» на том же концерте, когда Павлова впервые представила фокинского «Лебедя».

     Начало гастрольной деятельности пришлось на лето 1906 года с труппой Г. Г. Кякшта по городам России. Затем гастролировала в Праге, Милане и Лондоне, Берлине и Брюсселе. Осенью 1913 года выступала с гастрольной поездки труппы Дягилева в Южной Америке.

     С 1909 года по приглашению Сергея Дягилева Карсавина начала выступать в организованных им гастролях артистов балета России в Европе, а затем в Русском балете Дягилева. Наиболее заметными работами балерины в период сотрудничества с Дягилевым были ведущие партии в балетах «Жар-птица», «Призрак розы», «Карнавал», «Петрушка», «Треуголка», «Женские причуды». Самой замечательной своей ролью балерина считала Шамаханскую царицу из балета «Золотой петушок», который расценила как шедевр Фокина. По мнению В. М. Красовской, Карсавина «лучше всех выразила и воплотила концепцию фокинской героини, прельстительно-обманной, маняще-опасной». Согласно восприятию С. Л. Григорьева, «Карсавина в роли Жар-птицы была бесподобна.

     В 1916 году родила от британского дипломата Генри Брюса сына Никиту. Последнее выступление в России состоялось 15 мая 1918 года на сцене Мариинского театра в партии Никии в «Баядерке» и летом того же года отправилась вместе с мужем и сыном в Лондон (но долгий путь туда через карельские земли и Белое море до встречи с англичанами на севере был опасен и труден). Такая информация содержится в её книге "Театральная улица. В эмиграции балерина продолжила выступления на сцене, гастролировала с Русским балетом Дягилева, занималась преподавательской деятельностью. Кроме того, в начале 1920-х балерина появилась в эпизодических ролях в нескольких немых кинофильмах производства Германии и Великобритании — в том числе в картине «Путь к силе и красоте» с участием Лени Рифеншталь. В 1931 году оставила сцену. В 1930—1955 годах занимала должность вице-президента Королевской академии танца.

     У Карсавиной училась хореографии десятикратная чемпионка мира по фигурному катанию Соня Хени.

В этом разделе